Развитие детей по системе Монтессори

Развитие детей по системе Монтессори

Однажды учитель и врач из Италии по фамилии Монтессори придумала педагогическую систему, благодаря которой стала возможной подготовка к школе самых разных детей, включая деток с трудностями в обучении. Система была взята на вооружение многими учреждениями дошкольного образования и до сих пор успешно применяется на практике.


Самый первый опыт применения системы Монтессори был опробован в работе с детьми, имеющими разной степени умственную отсталость в 1907 году. Тогда для лучшего обучения ребят была создана уникальная развивающая среда. В ней дети с проблемами приобретали такие навыки и знания, что на момент поступления в школу совершенно не отставали от своих абсолютно здоровых сверстников.


Тогда Мария Монтессори поняла, что придуманная ей система может быть полезной абсолютно всем детям, включая обычных. Эффективность педагогики Монтессори стала очевидной для многих специалистов, а систему взяли на вооружение развивающие центры, детские сады и школы по всему миру.


Что лежит в основе системы Монтессори?

Основополагающий принцип заключается в том, что ребенок развивается по своему индивидуальному плану. Для этого используется специально подготовленная среда. Любое помещение, в котором находятся дети, обучающиеся по системе Монтессори, должно быть оборудовано определенным образом. При этом список необходимых пособий может занимать несколько десятков листов.


В ходе взаимодействия с ребенком воспитатель помогает малышу организовывать деятельность таким образом, чтобы его потенциальные возможности нашли свою максимальную реализацию. При этом в основе большинства заданий и материалов заложен принцип самостоятельной коррекции. Ребенок сам обращает внимание на собственные ошибки, не получая порцию критики со стороны взрослого. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать что-то самостоятельно.


Как выглядит обучающее пространство.

Помещение, в котором дети занимаются по системе Монтессори, делится на пять основных обучающих зон. При этом каждый материал в группе имеет собственное место, благодаря чему ребенок знакомится с таким понятием как категории окружающего мира. Приступая к занятиям, малыши раскатывают свои коврики для работы, обретая тем самым кусочек личного пространства, которое нельзя нарушить просто так без получения разрешения со стороны его обладателя.


Группы Монтессори не имеют парт, за которыми бы чинно восседали дети. А преподаватель не выстраивает эмоционального барьера между собой и аудиторией. Вместо того, чтобы гордо декламировать что-либо, он помогает детям раскрыть свои возможности. Каждый малыш проводит время за собственной работой, устроившись за небольшим столиком или на коврике.


Все материалы в среде присутствуют в единичном экземпляре. Когда у нескольких детей одновременно возникает потребность в получении какого-либо материала, им приходится договариваться друг с другом об очередности использования или о совместной работе. Это в свою очередь позитивно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей.


Способность к социальному взаимодействию прививается еще и благодаря тому, что в основе системы Монтессори лежит принцип комплектования разновозрастных групп. При этом старших детей обучают помогать младшим, воспитывая здоровые отношения взаимного участия и максимально приближая климат к семейному.



В чем состоят основные отличия системы педагогики Монтессори?

Даже на первый взгляд видно, что система Монтессори сильно разнится с традиционным подходом к обучающему процессу. В первую очередь, это затрагивает отношение к ребенку, как к индивидуальности, требующей собственного плана развития, способов и сроков освоения окружающего мира.


Во-вторых, учитель служит лишь помощником малыша, его проводником в мир новых достижений. Все пространство Монтессори принадлежит ребенку, педагог же всячески поощряет самостоятельность своих подопечных, помогая им достичь положительного результата в заинтересовавшем направлении.


С помощью этой проверенной временем системы даже самым тяжелым и капризным детям удается привить навыки самообслуживания, развить сенсорную моторику, познакомить их с азами в области математики и языкового знания, а также сформировать целостную картину мира в представлении малышей.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Развитие речи.

Развитие речи.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. В преддошкольном периоде бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. На 2-м году жизни ребенка возрастает его интерес ко всему, что находится в его окружении: он хочет увидеть, взять в руки, всем овладеть. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обращаться за помощью взрослым. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятным окружающими. Возникает противоречие, о котором мы уже упоминали и которое разрешается благодаря возникновению новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии ребенка происходит обычно в возрасте от 1.5 до 2 лет.


Многое в этот период зависит от родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка. Показательны в этом отношении данные советского психолога Н.А. Тих, полученные при изучении детей, живущих в различной среде. В словарь детей, находившихся в условиях недостаточного речевого общения, в 2-летнем возрасте входило всего 26 слов, в 3-летнем – 195, в то время как у их сверстников, развивающихся в условиях постоянного речевого общения, он составлял в 2 года 285, в 3-2050 слов.


Внимание к ребенку, общение с ним чрезвычайно важны для развития речи. Но не следует вдаваться и в другую крайность – ловить каждое желание ребенка по его малейшему требованию, жесту и тут, же исполнять его. При таком поведении родителей ребенок может долго не заговорить – ведь он и без слов понят. Разумнее будет всё же побудить ребенка оформить словами свое желание и только после этого выполнять его. Пусть для этого иногда и придется сделать вид, что вы не понимаете ребенка (сохраняя общую заинтересованность им). Такое поведение обострит потребность малыша перейти к речевому общению. Переход ребенка к самостоятельной речи – важный этап во всем его психическом развитии. Второе полугодие 2-го года жизни является периодом интенсивного развития словаря ребенка (сравните: в конце 1-го года в его словаре примерно 20 слов, к 1 году 8 месяцам – 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов.)


Если прислушаться к речи только-только заговорившего ребенка, нельзя не заметить, что она мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной речью. В ней ребенок использует слова, которые в своей речи взрослые обычно не применяют. В автономную речь входят такие слова как “ам-ам”, “бя-ка”, “ав-ав” и другие, придуманные взрослыми, считающими, что они доступнее для малышей. Здесь и искаженные слова типа “гова” (голова), “па” (упала) т.п. Автономной речью ребенок пользуется недолго. При правильном речевом воспитании она скоро исчезает. Как ни потешна и забавна порой автономная речь ребенка, ее не следует поддерживать, иначе велика вероятность, что его речевое развитие задержится и жесты и автономная речь ещё долго будут основными средствами общения.


Кроме быстро растущего словаря, конец 2-го года жизни ребенка характеризуется усвоением грамматического строя предложений: употреблением вначале одно-, двух- и трехсловных предложений, служебных слов. К 3 годам ребенок овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. На первом этапе развития речь ребенка ситуативная. Это значит, что смысл, который вкладывается ребенком в то или иное слово, зависит от ситуации. “Мама!” может означать: “дай игрушку”, “освободи ножку – запуталась в сетке”, “хочу есть” и т.д. Речь, которая понятна сама по себе, вне конкретной ситуации, называется контекстной. Развивается она позднее.


Так как речь ребенка тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего она протекает в форме диалога. Такая форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у людей. Посредством диалога ребенок привлекает другого к общей игре, занятии, устанавливает с ним контакт. Некоторые дети не умеют поддержать разговор сверстника или взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребенка к играм, где есть роли для разговаривающих детей и темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают его к заучиванию маленьких сценок и сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.


В раннем возрасте возникает и описательная, развернутая речь ребенка – речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Важная роль в формировании монологической речи принадлежит взрослым, которые знакомят ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы и т.д.), побуждают его к активной описательной речи.


Получает дальнейшее развитие и понимание речи ребенка. На его основе становится возможным деловое общение с малышом, руководство его поведением при помощи речи. На 3-м году жизни дети уже понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Родителям следует воспользоваться этим важным приобретением. Ведь с помощью сказок, рассказов, стихов можно сообщить детям немало информации о предметах и явлениях, недоступных их непосредственному опыту.


Совершенствуется в раннем детстве и звуковая сторона речи ребенка, у него развивается способность к различению звуков языка, формируется правильное произношение звуков речи. Для нормального развития речи очень важно, что бы речь взрослых была правильной, все произносимые ими звуки были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. В дошкольном возрасте речь ребенка теснейшим образом связана с развитием мышления. Овладения ребенком новыми видами деятельности (игровой, изобразительной, конструированием, начальными формами учебной и трудовой) предполагает новые формы общения со взрослыми и сверстниками. Возникает потребность в формировании замысла, в констатации затруднении, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности и т.д. Расширение круга общения и растущее стремление к речевым контактам способствуют развитию связанной речи дошкольников.


Происходят качественные и количественные изменения в лексике ребенка. Во многом это зависит от условий семейной жизни и семейного воспитания. Так же, как и в период раннего детства, индивидуальные различия здесь очень велики – более, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. В этот период совершенствуются разговорная речь ребенка: если в 3 года в его словаре примерно 1200 слов, то в 6-7 лет – уже 3000-5000 слов. Качественная сторона освоения словарного запаса тесно связана с усвоением детьми словарных понятий, развитием их значения. И чем глубже осознает ребенок зависимость между явлениями окружающий действительности, тем все более совершенные грамматические средства используется и в способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными. Эта чувствительность к языку проявляется и в детском словотворчестве, которое представляет собой одну из важных и интересных особенностей речи дошкольника (“Папа, смотри какие воронята хорошие”; “Мы лепили, лепили, и получилась лепь!”).


Развитию связанной речи способствуют чтение детям художественной литературы, игры, показ спектаклей кукольного театра, диафильмов, бытовая и другие виды деятельности, составление рассказов по картинкам, специальные задания, упражнения. Например, стимулом к составлению сложных предложений могут служить вопросы типа “почему?”, “когда?”, “как?”, задание закончить начатое взрослыми предложение, например: “люди, надевают теплую одежду (когда на улице холодно)” и т.д. Значительных успехов достигает дошкольник и в овладении звуковой стороной речи. Если в раннем возрасте замена одного звука другим (звонкого – глухим, шипящего – свистящим и т.д. ), общая смягченность согласных может считаться нормальным явлением, то к этим же особенностям речи в дошкольном возрасте (особенно, если они ещё есть в 5-7 лет) следует отнестись как к отклонениям от нормального развития и оказать ребенку необходимую логопедическую помощь. К концу дошкольного возраста ребенок не только правильно слышит и произносит все звуки-фонемы родного языка, но и умеет уже анализировать звуковой состав слова, у него развивается фонематический слух. Это очень важная предпосылка в подготовке к обучению грамоте.


В дошкольном возрасте развивается и выразительность речи. Она помогает ребенку полнее, точнее реализовать не только свои знания, но и свое отношение к происходящему. В развитии речи ребенка особо важную роль играет речь окружающих его людей. Дошкольник усваивает речь особым, своеобразным путем – практически, то есть когда слушает речь сам, разговаривает с отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, сестричкой. Наша речь для него – образец, эталон.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Детский сад или центр детского развития

Детский сад или центр детского развития

Каждая мама сама решает, когда ее ребенок готов идти в детский сад. Чаще это бывает в возрасте 3-х лет, когда ребенок уже вполне самостоятельный и ему будет не трудно привыкнуть к самообслуживанию. Но в нашей стране до сих пор очень сложно с местом в детском саду, очереди расписаны на много лет и не факт что когда, подойдет ваша очередь, ваш кроха еще не будет ходить в школу. Работающие и деловые родители не могут ждать так долго и тем более, если возможности ждать, просто нет. На помощь может прийти няня или, что проще, можно записать ребенка в центр раннего развития, куда берут карапузов сначала на неполный день, а потом уже могут перевести по желанию в группу, полного дня. Конечно, детский садик вроде бы выходит дешевле, но стоит посетить несколько родительских собраний в детском саду, и уже не так критично смотришь на сумму за месяц в детском центре. Если сравнивать работу педагогов, то можно сразу найти большие различия. В детский сад часто берут воспитателей без опыта работы с детьми и высшего педагогического образования, тогда как в детский центр без диплома и опыта работы просто невозможно попасть. Это несомненный плюс развивающего центра, так как можно быть уверенным в качестве образования которое дают детям. В садике группы обычно насчитывают от 25 человек, а в детском центре группа состоит из 12-15 человек. Это несомненный плюс, так как воспитатель может уделить внимание каждому ребенку. Помочь ему справиться с трудностями привыкания, успокоить и поговорить с ним откровенно.


Детский центр имеет несомненные плюсы, но если вы все-таки дождались очереди в детский садик, то не стоит винить себя за, то, что не даете ребенку что-то лучшее. Зато ваш малыш научиться постоять за себя, играть в большой группе детей, будет делать все быстро и внимательно. Быстрее научиться одеваться и обуваться самостоятельно, тогда, как в детском центре в группе неполного дня дети не гуляют и соответственно не учатся одеваться и раздеваться вместе. У него появиться больше друзей, с которыми вы возможно живете неподалеку и сможете гулять вместе в выходные дни. Праздники и дни Рождения в садике проходят в большом зале, где собираются все группы детям будет намного веселее всем вместе. В детском же центре обычно группы не большие, так рассчитаны на определенное количество детишек. Чтобы вы ни выбрали, вы даете ребенку уникальный опыт общения, который пойдет ему только на пользу.


Юлия Малинина


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02 03 04 05 06
июнь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30




Каталог Детских Центров России.




  • Яндекс.Метрика