Чему учат детские сказки?

Чему учат детские сказки?

Немногие родители задумываются о том, к чему призывают сюжеты детских сказок. Выбирая книжку для ребенка, мамы и папы обращают внимание на красивые картинки и большие буквы. Содержание и персонажи сказок не вызывают ни у кого сомнений уже несколько поколений. Трудно найти малыша, который не читал такие книжки, как «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Баба Яга», «Волк и семеро козлят» и многие другие произведения народного творчества.


А современные детские психологи очень серьезно относятся к влиянию литературы на сознание и подсознание ребенка. Разработано целое отдельное направление психологии, названное сказочной терапией, суть которой состоит в возможности самостоятельно переделать и подстроить под себя истории героев повествования. А поскольку сказки для детей пишут взрослые, то, безусловно, избежать влияния взрослого мира на детские истории не удается.


Золушка - девочка, которая «сама себя сделала»


В этой сказке очевидна параллель с мелким служащим в большой компании. Начиная с самых низов, выполняя тяжелую и грязную работу вполне можно заслужить поощрение. Например, директор или начальник отдела в роли доброй феи может выдать премию или, даже, повысить в должности. А предприимчивая Золушка уже может распорядиться этим шансом на свое усмотрение. Главное – «честь знать» и не забываться, а "на балу» - корпоративной вечеринке вовремя отхватить принца. Желательно если это будет сын директора.


«Курочка Ряба». А счастье было так близко


Дед и баба, явно не от большого ума, неизвестно зачем начали бить золотое яичко - счастье, которое на них неожиданно свалилось и могло бы обеспечить пенсионерам безбедную старость. Но извечная жажда узнать, что там внутри спрятано и как же оно все работает, разрушило все перспективы. Отсюда вывод: не все способны оценить очевидные преимущества использования финансовых инструментов.


«Трое поросят». О длительном планировании


Двое из троих поросят, соблазнившись возможностью получить быстрый результат, решили сэкономить и вложить средства в проекты сомнительной жизнеспособности. Два небольших домика из неподходящих строительных материалов, конечно же, не выдержали испытаний и рухнули. В тоже время находчивый поросенок Наф-Наф проявил большие способности к длительному планированию. Вывод: долгосрочные инвестиции не терпят поспешности.


«Колобок». Работодатель всегда прав


Ассоциация абсолютно проста: менеджер обычный, который «на сметане замешан, на окошке остужен» и уверен, что знает и умеет все, получает начальные навыки, стандартное образование и отправляется на поиски легкой работы. Но на рынке труда царит коварство, работодатели так и стремятся его проглотить. Какое-то время Колобку удается обманывать то одного, то другого начальника. Пока не попадается такой, который его съедает. Вывод: частая смена места работы не является украшением резюме претендента на должность. Читая сказу своему ребенку, задумывайтесь о ее содержании, проводите параллели с реальной жизнью. Это поможет избежать многих ошибок в воспитании.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Пересказываем вместе

Пересказываем вместе

Ваш ребенок вырос и скоро пойдет в школу? Вы хотите его подготовить, но не знаете с чего начать? Можно начать развивать умение запоминать и пересказывать большие тексты.


Начните с небольших сказок. Прочитав сказку, попросите ее пересказать. Не получается? Не ругайте его, не переживайте. Это действительно очень трудно. Попробуйте использовать для пересказа картинки - подсказки, нарисуйте сказку. Для этого возьмите большой лист бумаги и обведите клетку - квадрат. В нем и будет первый рисунок. Вспоминайте вместе с ребенком, о чем говорится в начале сказки. «Жили-были дед и баба…» Рисуем домик, деда и бабу, пусть не очень удачно, пусть схематично, но рисунок есть. Обводите второй квадрат. И так до конца сказки. Так ли вы рисуете? Это ли? Здесь нет одинаковых решений - воображение у всех разное. Теперь попробуйте пересказать эту сказку с ребенком - получится. Нарисуйте несколько таких сказок, на первых порах можно сказки сочинять самому, затем с ребенком. Можно попросить ребенка проиллюстрировать сказки. Можно попросить ребенка раскрасить рисунки.


Попробуйте пересказать сказку через день, через два..


Сколько же важных дел вы выполняете одновременно: развиваете речь, воображение, память, моторику пальцев (пусть крепнут пальчики, ребенок будет лучше писать) и, конечно же, общаетесь, общаетесь. Ведь недостаток общения с вами обязательно скажется и на умении рассказывать, и писать, и на умении говорить, и на умении общаться со сверстниками, и скажется не лучшим образом.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Цели и принципы воспитания детей

Цели и принципы воспитания детей

Целью воспитания является формирование нравственно-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Воспитательная цель является общей для всех звеньев системы воспитания и является критерием эффективности воспитательного процесса.


В процессе присвоения личностью выработанных человечеством морально-духовных ценностей корректируется ее потребностно, когнитивная и деятельностная сферы. Современная психолого-педагогическая наука считает источником мотивации поступков человека, его систему поведения и иерархию внутренних ценностей. У психически здорового человека эта система имеет три уровня: на нижнем уровне - личные и материальные ценности (собственные потребности, удовлетворение), на среднем - культурные ценности (искусство, наука, общенародные достояние, правопорядок), на высшем - духовные ценности (идеалы, ценностные установки, долг перед обществом). Общей цели воспитания подчиняется специально спроектированная система соподчиненных, поэтапно конкретизированных целей по направлениям воспитания, сконцентрированных на воспитании ценностей природы, культуры, социальных ценностей и личностных ценностей. Последовательное достижение этих целей все больше приближает воспитателя к цели как идеального образа воспитанной личности.


Основные принципы воспитания


Принцип национальной направленности. Предусматривает формирование национального самосознания, воспитание любви к родному краю, своему народу, уважительное отношение к его культуре; уважение, толерантное отношение к культуре всех народностей.


Принцип культуросообразности. Воспитанник и педагог совместными усилиями превращают содержание исторического морально-нравственного опыта человечества на систему открытых проблем. Такая проблематизация нравственной культуры служит источником личностного развития ребенка, условием усвоения им общекультурных достижений, а именно воспитание осуществляется как культурологический процесс, формирование базиса культуры личности.


Принцип целостности. Воспитание организуется как системный педагогический процесс; направляется на гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование у него целостной картины мира. Предполагает преемственность в реализации направлений и этапов воспитательной работы на различных образовательных уровнях: охватывает все сферы жизнедеятельности детей и учащейся молодежи, осуществляется различными социальными институтами, а также в учебной и внеучебной деятельности.


Акмеологический принцип. Воспитатель строит воспитательный процесс так, чтобы воспитанник усвоил высокие морально-духовные ценности; создает условия для оптимальной самореализации подрастающей личности, развития его индивидуальных возможностей и способностей. Направления воспитательной работы воплощаются в соответствующих результатах - прочно и органично усвоенных общечеловеческих и национальных ценностях, стратегии жизни, которая предполагает постоянное движение к совершению новых, социально значимых замыслов формирование умений преодолевать трудности, прогнозировать последствия своих поступков; способности сознательно принимать решения.


Принцип взаимодействия. Участники воспитательного процесса являются равноправными партнерами в процессе общения, относятся внимательно к взглядам друг друга, признают право на отличие, согласовывают свои позиции. Воспитатель избегает жестких предписаний, что не относится к воспитаннику как к пассивному объекту своих влияний; считается его психическое состояние, жизненный опыт, систему привычек и ценностей; проявляет эмпатию, прибегает к конструктивным и продуктивным воспитательным воздействиям склонен к творчеству и педагогической рефлексии.


Принцип адекватности воспитания в психологических условиях развития личности. Воспитатель сосредоточивает свое внимание на ребенке, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, не форсирует его развития, удовлетворяет фундаментальные потребности ребенка (в смысле, признании, восприятии, широком отношении к нему) производит индивидуальную программу его развития, стимулирует развитие в личности сознательного отношения к своему поведению, деятельности, жизненному выбору.


Принцип личностной ориентации. Значит, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Педагог культивирует в растущей личности чувства самоценности, уверенности в себе, признает его право на свободное развитие и реализацию своих способностей; не ограничивает его в правах себя индивидуальностью; производит оптимистическую стратегию развития каждого воспитанника; направляет усилия на развитие мировоззрения, самосознания, культуры потребностей, эмоциональной восприимчивости, произвольного поведения, базовых качеств личности.


Принцип превентивности. Государство, социальные воспитательные институты и общественные объединения осуществляют профилактику негативных проявлений поведения детей и учащейся молодежи, помогают им выработать иммунитет к негативным воздействиям социальной среды. При этом должна быть обеспечена система мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, информационно-образовательного характера по формированию позитивных социальных установок, предотвращения употребления наркотических веществ и разном проявления деструктивного поведения, предотвращения суицидов и формирование навыков безопасных половых отношений.


Принцип технологизации. Воспитательный процесс предусматривает научно обоснованные действия педагога и соответственно организованные им действия воспитанников, подчиненные достижению специально спроектированной системы воспитательных целей, согласующихся с психологическими механизмами развития личности и ведут к конечной цели воспитания. Построенный таким образом воспитательный процесс имеет признаки проективности, определенной степени гарантирует положительный конечный результат.


Указанные принципы составляют определенную систему. Каждый принцип как важная составляющая системы, взаимосвязан с другими, их гармоничное сочетание является залогом эффективного воспитательного процесса.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02 03 04 05 06
ноябрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30




Каталог Детских Центров России.




  • Яндекс.Метрика