Развитие речи.

Развитие речи.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. В преддошкольном периоде бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. На 2-м году жизни ребенка возрастает его интерес ко всему, что находится в его окружении: он хочет увидеть, взять в руки, всем овладеть. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обращаться за помощью взрослым. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятным окружающими. Возникает противоречие, о котором мы уже упоминали и которое разрешается благодаря возникновению новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии ребенка происходит обычно в возрасте от 1.5 до 2 лет.


Многое в этот период зависит от родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка. Показательны в этом отношении данные советского психолога Н.А. Тих, полученные при изучении детей, живущих в различной среде. В словарь детей, находившихся в условиях недостаточного речевого общения, в 2-летнем возрасте входило всего 26 слов, в 3-летнем – 195, в то время как у их сверстников, развивающихся в условиях постоянного речевого общения, он составлял в 2 года 285, в 3-2050 слов.


Внимание к ребенку, общение с ним чрезвычайно важны для развития речи. Но не следует вдаваться и в другую крайность – ловить каждое желание ребенка по его малейшему требованию, жесту и тут, же исполнять его. При таком поведении родителей ребенок может долго не заговорить – ведь он и без слов понят. Разумнее будет всё же побудить ребенка оформить словами свое желание и только после этого выполнять его. Пусть для этого иногда и придется сделать вид, что вы не понимаете ребенка (сохраняя общую заинтересованность им). Такое поведение обострит потребность малыша перейти к речевому общению. Переход ребенка к самостоятельной речи – важный этап во всем его психическом развитии. Второе полугодие 2-го года жизни является периодом интенсивного развития словаря ребенка (сравните: в конце 1-го года в его словаре примерно 20 слов, к 1 году 8 месяцам – 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов.)


Если прислушаться к речи только-только заговорившего ребенка, нельзя не заметить, что она мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной речью. В ней ребенок использует слова, которые в своей речи взрослые обычно не применяют. В автономную речь входят такие слова как “ам-ам”, “бя-ка”, “ав-ав” и другие, придуманные взрослыми, считающими, что они доступнее для малышей. Здесь и искаженные слова типа “гова” (голова), “па” (упала) т.п. Автономной речью ребенок пользуется недолго. При правильном речевом воспитании она скоро исчезает. Как ни потешна и забавна порой автономная речь ребенка, ее не следует поддерживать, иначе велика вероятность, что его речевое развитие задержится и жесты и автономная речь ещё долго будут основными средствами общения.


Кроме быстро растущего словаря, конец 2-го года жизни ребенка характеризуется усвоением грамматического строя предложений: употреблением вначале одно-, двух- и трехсловных предложений, служебных слов. К 3 годам ребенок овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. На первом этапе развития речь ребенка ситуативная. Это значит, что смысл, который вкладывается ребенком в то или иное слово, зависит от ситуации. “Мама!” может означать: “дай игрушку”, “освободи ножку – запуталась в сетке”, “хочу есть” и т.д. Речь, которая понятна сама по себе, вне конкретной ситуации, называется контекстной. Развивается она позднее.


Так как речь ребенка тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего она протекает в форме диалога. Такая форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у людей. Посредством диалога ребенок привлекает другого к общей игре, занятии, устанавливает с ним контакт. Некоторые дети не умеют поддержать разговор сверстника или взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребенка к играм, где есть роли для разговаривающих детей и темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают его к заучиванию маленьких сценок и сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.


В раннем возрасте возникает и описательная, развернутая речь ребенка – речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Важная роль в формировании монологической речи принадлежит взрослым, которые знакомят ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы и т.д.), побуждают его к активной описательной речи.


Получает дальнейшее развитие и понимание речи ребенка. На его основе становится возможным деловое общение с малышом, руководство его поведением при помощи речи. На 3-м году жизни дети уже понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Родителям следует воспользоваться этим важным приобретением. Ведь с помощью сказок, рассказов, стихов можно сообщить детям немало информации о предметах и явлениях, недоступных их непосредственному опыту.


Совершенствуется в раннем детстве и звуковая сторона речи ребенка, у него развивается способность к различению звуков языка, формируется правильное произношение звуков речи. Для нормального развития речи очень важно, что бы речь взрослых была правильной, все произносимые ими звуки были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. В дошкольном возрасте речь ребенка теснейшим образом связана с развитием мышления. Овладения ребенком новыми видами деятельности (игровой, изобразительной, конструированием, начальными формами учебной и трудовой) предполагает новые формы общения со взрослыми и сверстниками. Возникает потребность в формировании замысла, в констатации затруднении, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности и т.д. Расширение круга общения и растущее стремление к речевым контактам способствуют развитию связанной речи дошкольников.


Происходят качественные и количественные изменения в лексике ребенка. Во многом это зависит от условий семейной жизни и семейного воспитания. Так же, как и в период раннего детства, индивидуальные различия здесь очень велики – более, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. В этот период совершенствуются разговорная речь ребенка: если в 3 года в его словаре примерно 1200 слов, то в 6-7 лет – уже 3000-5000 слов. Качественная сторона освоения словарного запаса тесно связана с усвоением детьми словарных понятий, развитием их значения. И чем глубже осознает ребенок зависимость между явлениями окружающий действительности, тем все более совершенные грамматические средства используется и в способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными. Эта чувствительность к языку проявляется и в детском словотворчестве, которое представляет собой одну из важных и интересных особенностей речи дошкольника (“Папа, смотри какие воронята хорошие”; “Мы лепили, лепили, и получилась лепь!”).


Развитию связанной речи способствуют чтение детям художественной литературы, игры, показ спектаклей кукольного театра, диафильмов, бытовая и другие виды деятельности, составление рассказов по картинкам, специальные задания, упражнения. Например, стимулом к составлению сложных предложений могут служить вопросы типа “почему?”, “когда?”, “как?”, задание закончить начатое взрослыми предложение, например: “люди, надевают теплую одежду (когда на улице холодно)” и т.д. Значительных успехов достигает дошкольник и в овладении звуковой стороной речи. Если в раннем возрасте замена одного звука другим (звонкого – глухим, шипящего – свистящим и т.д. ), общая смягченность согласных может считаться нормальным явлением, то к этим же особенностям речи в дошкольном возрасте (особенно, если они ещё есть в 5-7 лет) следует отнестись как к отклонениям от нормального развития и оказать ребенку необходимую логопедическую помощь. К концу дошкольного возраста ребенок не только правильно слышит и произносит все звуки-фонемы родного языка, но и умеет уже анализировать звуковой состав слова, у него развивается фонематический слух. Это очень важная предпосылка в подготовке к обучению грамоте.


В дошкольном возрасте развивается и выразительность речи. Она помогает ребенку полнее, точнее реализовать не только свои знания, но и свое отношение к происходящему. В развитии речи ребенка особо важную роль играет речь окружающих его людей. Дошкольник усваивает речь особым, своеобразным путем – практически, то есть когда слушает речь сам, разговаривает с отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, сестричкой. Наша речь для него – образец, эталон.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

декабрь 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31








  • Яндекс.Метрика