Развитие детей по системе Монтессори

Развитие детей по системе Монтессори

Однажды учитель и врач из Италии по фамилии Монтессори придумала педагогическую систему, благодаря которой стала возможной подготовка к школе самых разных детей, включая деток с трудностями в обучении. Система была взята на вооружение многими учреждениями дошкольного образования и до сих пор успешно применяется на практике.


Самый первый опыт применения системы Монтессори был опробован в работе с детьми, имеющими разной степени умственную отсталость в 1907 году. Тогда для лучшего обучения ребят была создана уникальная развивающая среда. В ней дети с проблемами приобретали такие навыки и знания, что на момент поступления в школу совершенно не отставали от своих абсолютно здоровых сверстников.


Тогда Мария Монтессори поняла, что придуманная ей система может быть полезной абсолютно всем детям, включая обычных. Эффективность педагогики Монтессори стала очевидной для многих специалистов, а систему взяли на вооружение развивающие центры, детские сады и школы по всему миру.


Что лежит в основе системы Монтессори?

Основополагающий принцип заключается в том, что ребенок развивается по своему индивидуальному плану. Для этого используется специально подготовленная среда. Любое помещение, в котором находятся дети, обучающиеся по системе Монтессори, должно быть оборудовано определенным образом. При этом список необходимых пособий может занимать несколько десятков листов.


В ходе взаимодействия с ребенком воспитатель помогает малышу организовывать деятельность таким образом, чтобы его потенциальные возможности нашли свою максимальную реализацию. При этом в основе большинства заданий и материалов заложен принцип самостоятельной коррекции. Ребенок сам обращает внимание на собственные ошибки, не получая порцию критики со стороны взрослого. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать что-то самостоятельно.


Как выглядит обучающее пространство.

Помещение, в котором дети занимаются по системе Монтессори, делится на пять основных обучающих зон. При этом каждый материал в группе имеет собственное место, благодаря чему ребенок знакомится с таким понятием как категории окружающего мира. Приступая к занятиям, малыши раскатывают свои коврики для работы, обретая тем самым кусочек личного пространства, которое нельзя нарушить просто так без получения разрешения со стороны его обладателя.


Группы Монтессори не имеют парт, за которыми бы чинно восседали дети. А преподаватель не выстраивает эмоционального барьера между собой и аудиторией. Вместо того, чтобы гордо декламировать что-либо, он помогает детям раскрыть свои возможности. Каждый малыш проводит время за собственной работой, устроившись за небольшим столиком или на коврике.


Все материалы в среде присутствуют в единичном экземпляре. Когда у нескольких детей одновременно возникает потребность в получении какого-либо материала, им приходится договариваться друг с другом об очередности использования или о совместной работе. Это в свою очередь позитивно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей.


Способность к социальному взаимодействию прививается еще и благодаря тому, что в основе системы Монтессори лежит принцип комплектования разновозрастных групп. При этом старших детей обучают помогать младшим, воспитывая здоровые отношения взаимного участия и максимально приближая климат к семейному.



В чем состоят основные отличия системы педагогики Монтессори?

Даже на первый взгляд видно, что система Монтессори сильно разнится с традиционным подходом к обучающему процессу. В первую очередь, это затрагивает отношение к ребенку, как к индивидуальности, требующей собственного плана развития, способов и сроков освоения окружающего мира.


Во-вторых, учитель служит лишь помощником малыша, его проводником в мир новых достижений. Все пространство Монтессори принадлежит ребенку, педагог же всячески поощряет самостоятельность своих подопечных, помогая им достичь положительного результата в заинтересовавшем направлении.


С помощью этой проверенной временем системы даже самым тяжелым и капризным детям удается привить навыки самообслуживания, развить сенсорную моторику, познакомить их с азами в области математики и языкового знания, а также сформировать целостную картину мира в представлении малышей.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

февраль 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28








  • Яндекс.Метрика