Недостаток общения в детстве ухудшает работу мозга

Недостаток общения в детстве ухудшает работу мозга

В 1980-х годах в нескольких сиротских приютах на территории Румынии проводили самобытный опыт: детей оставляли в яслях абсолютно одних, лишая их всяких социальных контактов. Так они проводили до 20 часов.


Опосля, когда дети выросли, неврологические и психологические тесты выявили у них различные аномалии в психике, от эмоциональной нестабильности до задержки умственного развития. Похожие результаты до этого были получены и на животных, мышах и макаках-резусах. При всем при том до сих пор учёные могли лишь строить предположения о механизмах этого явления.


Предположения эти обычно основывались на известном факте, что методика межнейронных соединений меняется по ходу того, как индивидуум получает новый навык, обучается чему-либо и т. Нынешние эксперименты учёных из Гарвардской медицинской школы (США) показали, что дело тут не столь в нервных клетках, сколько в олигодендроцитах, служебных глиальных клетках.


Олигодендроциты помогают нейронам осуществлять свою работу, синтезируя миелин, потребный для изоляции проводящих отростков нервных клеток. Миелин-производящие клетки сосредоточены в белом веществе мозга, где, как показали предыдущие исследования, и происходят основные изменения, вызванные недостатком социализации.


Эксперимент ставили на мышах. После того как мышата переставали питаться материнским молоком, их делили на три группы: одних сажали в клетку, где, помимо них, никого не было, другие попадали в окружение трёх товарищей, а третьих помещали в просторную клетку, где было много соседей и игрушек. Посредством четыре недели мышей из разных групп подсаживали приятель к другу, чтобы взглянуть, как они будут общаться.


Результаты были предсказуемы: те, кто рос с товарищами, 80% времени проводили, обнюхивая новых соседей и новое помещение. И напротив: одиночки не проявляли никакого интереса к другим. Различия были и в когнитивных способностях. Мышей обучали простому тесту: плывя в водяном лабиринте, они должны были поворотить в правильную сторону.


Животные, которые воспитывались в обществе себе подобных, усваивали задание за пять дней; тот, кто рос единственный, запоминал правильный вариант лишь за семь дней тренировок. Но самое интересное ждало исследователей, когда они обратились к строению мозга. У животных, которые росли в изоляции, глиальные клетки, сопровождающие нейроны, были слабо разветвлены, несли короткие отростки и формировали тонкий миелиновый слой около нейронных аксонов.


Такие изменения случались только тогда, когда детёнышей изолировали немедленно после того, как они переставали сосать материнское молоко, то есть на 21-й день жизни. Если же мышей оставляли в одиночестве через пять недель вслед за тем рождения, ни к каким серьёзным последствиям это не вело.


Иными словами, недочет общения влияет не столько на межнейронные соединения, сколь на техобслуживание нейронов: если миелиновый слой сверх меры тонок, недостаточно ладно покрывает проводящие отростки, то это приводит к проблемам в передаче сигнала: он слабеет, теряется, плохо доходит по назначению. Ну а это, в свою очередность, может уже сказаться на качестве и количестве синапсов. Учёным удалось более того выяснить в общих чертах молекулярный механизм, который за это отвечает.


Оказалось, что социальная изоляция в отрезок времени между третьей и пятой неделей от роду подавляет синтез белка NRG1 (neuregulin-1). NRG-1 важен для формирования у олигодендроцитов длинных, разветвлённых отростков, которыми они могут обхватывать нейрональные аксоны. Таким образом, исследователям удалось хотя бы и в общих чертах выяснить, как социальные контакты стимулируют правильное развитие мозга.


В будущем вы можете сколь угодно сторониться людей, но в раннем детстве общение это, так изречь, физиологическая надобность, без него в будущем вы рискуете получить неполноценный мозг.


Разумеется, все эти результаты были получены на животных, и все-таки, как было сказано, минус общения приводит примерно к одинаковым результатам и у животных, и у людей, оттого есть все основания полагать, что у человека тут задействован такой же агрегат. Не исключено, что и некоторые психоневрологические болезни как бы аутизма случаются именно из-за таких неполадок в обслуживании нейронных цепей.


Поскольку исследователям удалось проникнуть и в молекулярно-клеточный механизм этого феномена, позволительно надеяться, что служба подтолкнёт создание медикаментозных способов лечения аутизма и подобных ему заболеваний. Статья исследователей вышла в журнале Science.



По материалам http://science.compulenta.ru/707937/

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

сентябрь 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30








  • Яндекс.Метрика