Цели и принципы воспитания детей

Цели и принципы воспитания детей

Целью воспитания является формирование нравственно-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Воспитательная цель является общей для всех звеньев системы воспитания и является критерием эффективности воспитательного процесса.


В процессе присвоения личностью выработанных человечеством морально-духовных ценностей корректируется ее потребностно, когнитивная и деятельностная сферы. Современная психолого-педагогическая наука считает источником мотивации поступков человека, его систему поведения и иерархию внутренних ценностей. У психически здорового человека эта система имеет три уровня: на нижнем уровне - личные и материальные ценности (собственные потребности, удовлетворение), на среднем - культурные ценности (искусство, наука, общенародные достояние, правопорядок), на высшем - духовные ценности (идеалы, ценностные установки, долг перед обществом). Общей цели воспитания подчиняется специально спроектированная система соподчиненных, поэтапно конкретизированных целей по направлениям воспитания, сконцентрированных на воспитании ценностей природы, культуры, социальных ценностей и личностных ценностей. Последовательное достижение этих целей все больше приближает воспитателя к цели как идеального образа воспитанной личности.


Основные принципы воспитания


Принцип национальной направленности. Предусматривает формирование национального самосознания, воспитание любви к родному краю, своему народу, уважительное отношение к его культуре; уважение, толерантное отношение к культуре всех народностей.


Принцип культуросообразности. Воспитанник и педагог совместными усилиями превращают содержание исторического морально-нравственного опыта человечества на систему открытых проблем. Такая проблематизация нравственной культуры служит источником личностного развития ребенка, условием усвоения им общекультурных достижений, а именно воспитание осуществляется как культурологический процесс, формирование базиса культуры личности.


Принцип целостности. Воспитание организуется как системный педагогический процесс; направляется на гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование у него целостной картины мира. Предполагает преемственность в реализации направлений и этапов воспитательной работы на различных образовательных уровнях: охватывает все сферы жизнедеятельности детей и учащейся молодежи, осуществляется различными социальными институтами, а также в учебной и внеучебной деятельности.


Акмеологический принцип. Воспитатель строит воспитательный процесс так, чтобы воспитанник усвоил высокие морально-духовные ценности; создает условия для оптимальной самореализации подрастающей личности, развития его индивидуальных возможностей и способностей. Направления воспитательной работы воплощаются в соответствующих результатах - прочно и органично усвоенных общечеловеческих и национальных ценностях, стратегии жизни, которая предполагает постоянное движение к совершению новых, социально значимых замыслов формирование умений преодолевать трудности, прогнозировать последствия своих поступков; способности сознательно принимать решения.


Принцип взаимодействия. Участники воспитательного процесса являются равноправными партнерами в процессе общения, относятся внимательно к взглядам друг друга, признают право на отличие, согласовывают свои позиции. Воспитатель избегает жестких предписаний, что не относится к воспитаннику как к пассивному объекту своих влияний; считается его психическое состояние, жизненный опыт, систему привычек и ценностей; проявляет эмпатию, прибегает к конструктивным и продуктивным воспитательным воздействиям склонен к творчеству и педагогической рефлексии.


Принцип адекватности воспитания в психологических условиях развития личности. Воспитатель сосредоточивает свое внимание на ребенке, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, не форсирует его развития, удовлетворяет фундаментальные потребности ребенка (в смысле, признании, восприятии, широком отношении к нему) производит индивидуальную программу его развития, стимулирует развитие в личности сознательного отношения к своему поведению, деятельности, жизненному выбору.


Принцип личностной ориентации. Значит, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Педагог культивирует в растущей личности чувства самоценности, уверенности в себе, признает его право на свободное развитие и реализацию своих способностей; не ограничивает его в правах себя индивидуальностью; производит оптимистическую стратегию развития каждого воспитанника; направляет усилия на развитие мировоззрения, самосознания, культуры потребностей, эмоциональной восприимчивости, произвольного поведения, базовых качеств личности.


Принцип превентивности. Государство, социальные воспитательные институты и общественные объединения осуществляют профилактику негативных проявлений поведения детей и учащейся молодежи, помогают им выработать иммунитет к негативным воздействиям социальной среды. При этом должна быть обеспечена система мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, информационно-образовательного характера по формированию позитивных социальных установок, предотвращения употребления наркотических веществ и разном проявления деструктивного поведения, предотвращения суицидов и формирование навыков безопасных половых отношений.


Принцип технологизации. Воспитательный процесс предусматривает научно обоснованные действия педагога и соответственно организованные им действия воспитанников, подчиненные достижению специально спроектированной системы воспитательных целей, согласующихся с психологическими механизмами развития личности и ведут к конечной цели воспитания. Построенный таким образом воспитательный процесс имеет признаки проективности, определенной степени гарантирует положительный конечный результат.


Указанные принципы составляют определенную систему. Каждый принцип как важная составляющая системы, взаимосвязан с другими, их гармоничное сочетание является залогом эффективного воспитательного процесса.


Юлия Малинина

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

февраль 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28








  • Яндекс.Метрика